Авто электрика – это не только зажигание, габариты и фары
Даже самые увлечённые и «подкованные» автолюбители порой удивляются фактам, которые имели место ещё совсем недавно. К примеру, в 30-х годах прошлого века осветительными приборами на автомобилях некоторых марок служили карбидные лампы. Их степенно и с достоинством демонстрировали роскошные «кадиллаки». Каким образом машины такого класса попадали в нашу страну вопрос отдельный. Управлять автомобилем мог только специально обученный водитель. Следует добавить – управлять и обслуживать. А нам важно отметить, что вся авто электрика, в данном исторических условиях, сводилась к понятию «система зажигания».
Водитель-ремонтник
Автомобилестроение, как отрасль промышленного производства, быстро и эффективно осваивает и применяет все достижения науки и техники. С появлением новых электротехнических материалов, появились более мощные, удобные и экономичные электрические приборы. Тот же генератор – основной источник энергии для всех потребителей – постоянно модернизируется. С увеличением его мощности стали появляться всё новые возможности и удобства. Фары, подфарники, указатели поворотов, «дворники» на лобовом стекле – стали привычными приборами. Эти и другие элементы, вся автоэлектрика своими руками могла быть отремонтирована. На протяжении многих лет хорошим шофёром считался тот, кто мог сам ремонтировать автомобиль. Разумеется, не все, но многие неисправности исправлялись своими руками. Если рассуждать с принципиальной точки зрения, то двигатель автомобиля состоит из двух систем. Первая – система подачи топлива. Вторая – система зажигания. Разумеется у каждой модели свои конструктивные особенности. И «Москвич», и «Запорожец», и «Мерседес» созданы по одной и той же схеме, но перепутать их невозможно. При обслуживании и ремонте важно иметь опыт работы с конкретной моделью. Любая система при её эксплуатации, в том числе и авто электрика, требует знаний и навыков.
Меньше контактов
С развитием микроэлектронной технологии и компьютерной техники, навыки текущего, мелкого ремонта автомобиля собственными силами уходят в прошлое. Почему? Потому что оборудование стало сложнее. Такой прибор, как реле-регулятор ранее имел электромагнитный принцип действия. Сегодня это реле – электронное. Чтобы не вдаваться в подробности, надо сказать, что умельцы раньше сами могли такое реле отремонтировать и настроить. Электронное реле ремонту, в кустарных условиях, не подлежит. Владельцы современных автомобилей хорошо знают, что автоэлектрика своими руками не настраивается и не ремонтируется. Надо отметить, что переход электрической системы автомобиля на другую элементную базу произошёл по объективным причинам. Электромагнитные реле имеют в своей конструкции контактные группы. Эти контакты, со временем, окисляются, засоряются, деформируются. Что приводит к ухудшению их работы. Плюс к этому, такие реле потребляют больше электроэнергии. Имеют значительные габариты. Электронное реле превосходит по всем параметрам своего предшественника. И, если говорить точнее, такое устройство с полным основанием называется микропроцессор или микрочип. Сегодня вся авто электрика, все электроприборы потребляют меньше мощности, а функционируют более надёжно. Увеличение мощности генератора и создание «экономных» потребителей электроэнергии позволили сделать автомобиль более комфортным и сбалансированным. Водителям со стажем знакома ситуация, когда дождливой ночью приходилось включать практически все электроприборы в машине - фары, дворники, печку, указатель поворота. При этом фары горели тускло, мощность двигателя снижалась – генератор работал на пределе своих возможностей. Сегодня такой технической проблемы нет. Автомобиль работает ровно и спокойно при любых нагрузках. Следует добавить, что и ходовая часть, и тормозная система, и автоэлектрика своими руками только эксплуатируется, а ремонт нужно делать в сервисном центре.
Опыт вчерашнего дня
Сегодня уже не надо, что называется, агитировать «за сервисный центр». Если по определённому графику сервисный центр не посещается, то этот факт не замедлит сказаться на качестве эксплуатации автомобиля. Что-то начнёт скрипеть, хлябать или отваливаться. Но это видимые неполадки. Гораздо неприятнее, когда двигатель будет работать нестабильно. Сверхнормативный расход бензина и масла можно заметить не сразу. При этом вся авто электрика будет функционировать исправно. Чтобы обнаружить эту проблему нужно использовать специальное оборудование – стенды, тестеры, компьютерную диагностику. «На глаз» неисправность не определишь. Справедливости ради надо сказать, что мастера своего дела, не смотря на сложность техники, не перевелись. У людей за плечами многолетний опыт ремонта и обслуживания автомобилей. Такие «зубры» способны поставить довольно точный «диагноз». И не только определить и посоветовать. Ещё совсем недавно такой специалист мог за четверть часа отрегулировать карбюратор у вазовской «шестёрки». Настроить систему зажигания. И после этого машина превращалась в ласточку. Эти машины и сегодня, зачастую, обслуживаются именно так. Однако «ТОЙОТА» или «БМВ» такого подхода уже не приемлют. Та же автоэлектрика своими руками, без стенда - не настроится. Будет совершенно не правильно заявить, что предыдущий опыт эксплуатации автомобиля надо оставить и забыть. Да, не нужно возить в багажнике комплект инструментов, насос, монтировку, клей или вулканизатор. Здесь должен быть домкрат, балонник, огнетушитель и знак аварийной остановки. Возможно и отвёртка в «бардачке» ни когда не понадобится. Однако есть несколько неизменных правил, которым необходимо следовать. Для новых автомобилей – посещать сервисный центр строго по графику. Если показалось, что авто электрика или амортизаторы «ведут себя не так», то не следует обращаться к «опытному человеку». Не медля отправляться на сервис. И тогда автомобиль будет вам служить долго и надёжно.