Зарядка аккумулятора – насущная необходимость
Самостоятельная зарядка аккумулятора порой единственное средство оживить АКБ. Множество причин может повлиять на уменьшение заряда: не выключенные габариты и паразитные токи, и саморазряд. А зарядка АКБ в автомобиле может не дать ожидаемого эффекта. В этих случаях потребуется зарядка автомобильного аккумулятора от зарядного устройства.
Почему разряжается аккумулятор
Самое заметное уменьшение разряда происходит, когда у заглушенного автомобиля были оставлены включенными энергопотребляющие приборы. Это может быть работающий проигрыватель, освещение салона, кондиционер или габаритные огни. Специалисты подсчитали, что за ночь включенные габариты «съедают» примерно 20% заряда АКБ. Учитывая, то обстоятельство, что зарядка аккумулятораизначально была не полной, можно утром и не завести автомобиль. Посоветовать можно, только быть более внимательным и аккуратным, установить простенькие приспособления, типа реле, отключающее все оборудование через заданный промежуток времени после выключения двигателя. Еще одна, менее заметная, но от этого не менее значимая причина: так называемые «паразитные токи утечки». Попросту говоря, это когда АКБ разряжается в никуда. Особенно заметным это может быть, если машина оставлена на длительное хранение. На время отпуска, например. Впрочем, постоянная «утечка» тоже может привести к неожиданностям в виде разряженного аккумулятора. Будет полезной привычка вытирать корпус АКБ насухо от образовавшейся на нем грязи или, как минимум, создать чистое пространство вокруг клемм. Для любителей «приласкать» своего железного любимца советуем время от времени протирать весь корпус аккумулятора слабым раствором соды и вытирать его насухо. Отдельно в этом ряду причин потери заряда можно назвать саморазряд аккумулятора, так как в больше степени это объективная причина, связанная с самим принципом работы АКБ.
Подробнее про саморазряд аккумулятора
Саморазряд это когда снижается емкость аккумулятора, а внешняя цепь разомкнута. То есть при неработающем двигателе и отключенных приборах. Причина тому – нормальные химические процессы, протекающие на обоих электродах, положительном и отрицательном. На отрицательном электроде саморазряд вызван самопроизвольным растворением свинца в серной кислоте. Химическая реакция происходит с выделением газа – водорода. Плотность электролита при этом повышается, и разряд происходит еще быстрее. На положительном электроде в результате химической реакции происходит образование двуокиси свинца и выделение кислорода. В целом скорость этого процесса значительно ниже, чем на отрицательном электроде и тоже возрастает при повышении плотности. В целом можно сказать, что зарядка АКБ лишь восстанавливает уровень заряда аккумулятора, но никак не влияет на изменения в электродах, вызванные саморазрядом. Потому и скорость этого процесса все возрастает по мере эксплуатации АКБ и в старом аккумуляторе саморазряд происходит быстрее, чем в новом. В последнее время выпускаются новые аккумуляторы, в которых некоторыми конструкторскими решениями пытаются решить эту проблему. Совсем избавиться от саморазряда пока не получается, однако удалось его немного понизить.
Зарядка аккумулятора в автомобиле
АКБ является лишь частью общей электрической системы автомобиля. В обобщенном виде система электроснабжения авто включает в себя:
- Аккумуляторная батарея; дает энергию для пуска двигателя и когда двигатель заглушен или работает на малых оборотах.
- Генератор; вырабатывает электроэнергию во время работы двигателя.
- Приводной ремень: связывает воедино все элементы системы.
- Электропроводка; передает электроэнергию по всему автомобилю.
Сюда же можно, чисто условно, добавить двигатель, вращающий подвижные части генератора для выработки электрического тока. В нормальных условиях зарядка автомобильного аккумулятора происходит во время полноценной работы двигателя. Генератор вырабатывает достаточно электроэнергии, чтобы покрыть всю потребность автомобиля и пополнить заряд аккумулятора. После окончания поездки заряда АКБ бывает достаточно, что бы вновь запустить двигатель. Однако сам аккумулятор может не только разрядиться, но и недостаточно подзарядиться во время работы двигателя. Особенно в зимний период, когда аккумуляторной батареи может не хватить времени, что бы прогреться до плюсовой температуры и зарядиться.
Зарядка АКБ от зарядного устройства
Подзарядить аккумулятор можно и от домашней электросети. Для этого применяют выпрямитель постоянного тока. Чаще его называют просто зарядным устройством. Они выпускаются различных типов и имеют ручную или автоматическую регулировку. Перед зарядкой для отвода взрывоопасных газов необходимо выкрутить пробки и снять все крышки банок. Так же важно проверить плотность электролита. Во всех банках она должна быть одинакова. Если разница более 0,04 г/см значит, аккумулятор неисправен, и его необходимо заменить. Чтобы довести уровень электролита до нормального уровня, нужно использовать только дистиллированную воду. Недопустимо применение для этого электролита. Проводимая зарядка автомобильного аккумулятора требует внимательного соблюдения трех показателей: напряжения, тока зарядки и времени. Показание вольтметра должно быть близко к 14V, но никак не выше этого показателя. Ток заряда должен быть отрегулирован на 10% от номинальной емкости аккумуляторной батареи. Например, для батареи с маркировкой 55Ah - максимальный показатель - 5.5. Обычное время подзарядки 15 часов. Зарядка более 25 часов может привести вскипанию электролита и порчи аккумулятора.