Как увеличить срок службы АКБ личного автомобиля
Все производители аккумуляторов для легковых автомобилей гарантируют, что их изделия в течение пяти лет не выйдут из строя. Но это при соблюдении всех правил эксплуатации. Многие ли автолюбители могут сказать, что АКБ их личного автомобиля выдерживает этот срок? Как правило, причина в элементарном пренебрежении к рекомендациям изготовителя, несоблюдении правил по уходу за батареей.
Невнимание к чистоте поверхности батареи
Однако как показывает статистика, большая часть ее неисправностей вызывается именно загрязнением крышки и мастики. Электролит впитывает в себя пыль и грязь, и в итоге происходит повышенный саморазряд батареи из-за замыкания ее полюсов. Для этого рекомендуется ежемесячно (не реже) снимать АКБ с постановочного места и удалять скопившуюся на ней грязь. Особо нужно обращать внимание на подтеки электролита. Это же следует делать и после длительной, интенсивной поездки, эксплуатации машины на пересеченной или сильно запыленной местности. Просто вытереть электролит на поверхности АКБ недостаточно. Для его удаления и качественной чистки корпуса батареи следует применять нейтрализующие средства. Нельзя забывать, что электролит – жидкость агрессивная. Для нейтрализации используются простейшие водные растворы (10%-е содовый или нашатырный). В обязательном порядке следует заботиться о чистоте вентиляционных отверстий пробок батареи. В процессе работы двигателя в аккумуляторе происходят химические процессы, которые сопровождаются выделением газов. Именно через эти отверстия они и выходят наружу. А если «выход» из банки перекрыт, то ее может просто разорвать. Нередки случаи, когда аккумулятор в буквальном смысле слова разваливался.
Осмотр корпуса и клемм АКБ
После каждой десятки тыс. км нужно убедиться, что корпус батареи не имеет повреждений, а показатели замеренных плотности и уровня в допуске. Многие автолюбители считают это необязательным, забывая, что именно эти «параметры» влияют на общий срок службы АКБ (их соответствие установленной изготовителем норме). Электролит должен как минимум на 1 см быть выше предохранительного щитка. Проверять уровень можно пластмассовой, стеклянной или деревянной палочкой. Если применяется стеклянная трубка, то ее следует опустить на пластину, потом закрыть пальцем ее второй конец и вытащить. По «столбику» электролита в трубке можно судить, достаточно его или требуется добавить. Воду (дистиллированную) доливают только при работающем двигателе, и подзарядка АКБ должна длиться не менее 15 мин. Минимально допустимое значение плотности - 1,26 (при температуре воздуха 15 градусов тепла). Внимания требуют и аккумуляторные клеммы соединительных проводов. Их окисление приводит к систематическому недозаряду батареи. Поэтому они также требуют регулярной очистки (наждачная бумага, нож). Клеммные выводы батареи нуждаются в защите.
Способ защиты клеммных выводов АКБ от окисления
На выводы надеваются кольца из фетра и на них капают моторное масло (чтобы пропитались). Потом надеваются клеммы и сверху смазываются техническим вазелином. Некоторые автолюбители покрывают клеммы мебельным лаком. Если автомобиль ставится на прикол (например, на зимний период), то АКБ лучше снять и хранить отдельно. Хорошо, если в гараже есть погреб. Тогда батарею не придется консервировать. Следует ее закутать в плотную ткань (например, мешковину) и поместить в пластиковый мешок, который плотно завязать, исключив доступ воздуха. Такой способ хранения хорош тем, что при низкой температуре резко уменьшается ток саморазряда. И не нужно будет приводить батарею в рабочее состояние (промывать, заливать электролит). За зиму нужно будет не менее 2 раз проверить и плотность, и напряжение. При необходимости – дозарядить. Возможно, что все изложенное в этой статье и покажется мелочью, не заслуживающей особого внимания. Но практика показывает, что как раз именно от таких мелочей и зависит, как часто придется тратить деньги на покупку новой батареи.